д/с"ЛАСТОЧКА"

Край мой Смоленский

Вариативная часть к образовательной программе ДОУ. Региональный компонент

2. Вариативная часть

2.2. Реализация регионального содержания образования

Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям. Реализация регионального содержания образования осуществляется в четырех направлениях: природно-климатические особенности родного края, национально-культурные и исторические особенности края, ценностно-смысловая взаимосвязь поколений и символика края.

Введение в образовательный процесс краеведческого материала  способствует привлечению детей к участию в праздниках села, народных праздниках.

.В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:

Принцип развивающего обучения.

Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский).

Принцип взаимодействия с социальными институтами.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем школы и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в программу дошкольного образования.

Ознакомление с родным краем стало стержнем вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Принцип личностно-ориентированного общения.

Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям.

Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) ;

Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата.

Реализация содержания идет в следующих направлениях:

1. Природно-климатические особенности родного края.

В этом блоке дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником. Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, акции, целевые прогулки, изготовление гербария, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с объектами природы.

2. Национально-культурные и исторические особенности края.

Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном селе (Смоленском  районе, городе Смоленске, знакомство с историей возникновения и развития с.Катынь и п.Авторемзавод, с особенностями быта и семейного уклада предков. В старших дошкольных группах дети получают представления о том, кто такие предки, что означают их фамилии, в семьях изготавливаются альбомы генеалогической направленности.

Большое значение имеет взаимодействие с социумом (Дом культуры, сельская библиотека, краеведческий музей школы, где на основе экспонатов, выставок ведется ознакомительная работа с родным краем.

У детей формируются представления о том, что в родном крае проживают люди разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами, закладываются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своему региону, народу, его культуре. Реализация данного направления в работе с детьми осуществляется в форме наблюдений, экскурсий, бесед, видеопросмотров, посещения музеев, рассматривания макетов, оформления стендов, выставок, организации конкурсов.

3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений.

Этот блок рассматривается в трех проекциях.

Защитники Отечества:

Дети получают сведения о современных солдатах-односельчанах, проходящих срочную службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых парней служить Отечеству, защищать Родину. Используются слайды и фотографии о солдатах-земляках героически воевавших в Афганистане и Чечне.

Ветераны и труженики села:

Реализация работы в данном направлении осуществляется в форме экскурсий старших дошкольников в музей Катынской  школы. Дети знакомятся с материалами экспозиций «Боевой славы» и «Трудовой славы» односельчан в разные временные отрезки эпох. Имеют возможность рассмотреть некоторые виды боевого оружия и предметы обмундирования солдат времен Великой Отечественной войны, боевые и трудовые награды односельчан, некоторые виды сельскохозяйственных орудий труда и техники, стенды с портретами героев войны и труда,

Дошкольники получают краткие сведения о людях края известных в настоящее время традиционно перед празднованием 9 мая дети возлагают букеты с цветами к подножию монументов, готовят концертные номера, вместе с родителями и воспитателями изготавливают «Знамя Победы».

4. Символика края.

Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом, гимном Смоленского района и Смоленской области. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Воспитываются нравственно-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.

Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды в групповых комнатах. Поэтому расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют некоторые отличительные признаки.

В группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания (фотоальбомы семьи, фотографии детского сада и ближайших к нему объектов). У старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и уголки регионального содержания (образцы символики края, альбомы: родословные семей воспитанников, профессии местности, родные фотопейзажи и выставки детских работ, гербарии растений природы: шелеста листьев, плеска воды, пения местных птиц, крика диких животных края. Пополнены дидактические материалы по ознакомлению дошкольников с живой природой родного края (птицы, животные, растения, деревья и т. п.) Осуществляется работа с родителями: в группах имеется информация о реализации регионального компонента, проводятся тематические родительские собрания, родители привлекаются к участию в творческих выставках региональной направленности, участвуют в экологических акциях.

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

«Край мой Смоленский!»

Принято педагогическим Советом

Протокол № 1  от  « 28»  августа  2015  г.

П. Авторемзавод

2015 – 2018 гг.

Оглавление

I. Паспорт программы «Край мой Смоленский!».        

II. Пояснительная записка        

III. Тематическое планирование по программе «Край мой Смоленский!».        

Блок 1. «Моя семья».        

Блок 2. «Мой любимый детский сад».        

Блок 3. «Город, в котором я живу».        

Блок 4. «Край мой Смоленский».        

IV. Содержание программы «Край мой Смоленский!»        

Блок 1. «Моя семья».        

Блок 2. «Мой любимый детский сад».        

Блок 3. «Город, в котором я живу».        

Блок 4. «Край мой Смоленский!»        

V. Методическое обеспечение программы «Край мой Смоленский!».        

VI. Литература        

 

I. Паспорт программы «Край мой Смоленский!».

 

Название Программы

Воспитательная Программа «Край мой Смоленский!».

Цель Программы

Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, поселку, к Смоленскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи Программы

Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным  краем.

Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.

Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города, деревни и края.

Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

Формировать бережное отношение к природе родной Смоленщины.

Период реализации

С 2015 года.

Разработчик Программы

 

Нормативно-правовая база

Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273

Письмо Министерства образования РФ от 24.04.1995 г. № 19-15 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

Письмо Министерства РФ 01.03.2002 г. № 30-51-131/16. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением государственных символов РФ и их популяризации».

Устав МБДОУ детский сад  «Ласточка» Смоленского района Смоленской области.

Приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

 

Сроки реализации Программы

3 года для детей младшей, средней и старшей группы с 3 до 6 лет.

Организация контроля над реализацией Программы

Мониторинг  детей на начало и конец учебного года.

Ожидаемые результаты

Наличие у детей знаний об истории возникновения города Смоленска, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к будущему родного города и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семей воспитанников к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Адрес

214522 Смоленская область Смоленский район п.Авторемзавод д.19а МБДОУ д/с «Ласточка»

Телефон

(4812)47-41-42

II. Пояснительная записка

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

 В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? . Родина такова, какой мы ее сами делаем.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы  поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.

Отсюда вытекают следующие проблемы:

какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;

какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.  Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы, библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О.П. Радыновой, Е.П. Горловой, Н.Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако в ходе своей работы я поняла, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Это и побудило меня разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!».

В программе «Край мой Смоленский!» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями города, лучшими людьми города (лучшими строителями, героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями, с достопримечательностями, традициями, православными центрами нашего города и области.

Программа разработана с учетом следующих источников:

 

Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Под ред. Н.Е.Вераксы,, Т.С. Комаровой М.А.Васильевой;

Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Программа Кузьмина И.А. по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Истоки».

Программа Фесюковой Л.Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет».

Программа Лопатиной А. и Скребцовой М. «Нравственное воспитание дошкольников».

Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. С.Д.Ермолаев

Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. (Конструктор образовательной программы). Н.В.Микляева.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие . Н.Д.Маханева.

Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Н.В.Алешина .Конспекты занятий

Экологическая работа в ДОУ. В.Н.Чернякова. Методическое пособие.

 

Программа предполагает работу с детьми младшего,  среднего и старшего дошкольного возраста (с 3 до 6 лет). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

Система работы рассчитана на 3 календарных года. Программа состоит из 4 блоков: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Город, в котором я живу», «Край мой Смоленский». Данные блоки занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослым. Место реализации программы – детский сад и семья.

Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка  сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия.

Наш детский сад сотрудничает с детскими коллективами музыкальной школы, библиотекой

Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.

Задачи программы: 

Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.

Развить гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

Расширить представления детей об  истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.

Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

Ожидаемый результат:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации программы дети должны:

Знать свой домашний адрес, название города, области.

Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать краткие сведения об истории города и края.

Знать символику города  Смоленска

Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города и области.

Знать стихи поэтов и работы художников Смоленской области.

Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах города.

Иметь элементарные представления об охране природы.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

III. Тематическое планирование по программе «Край мой Смоленский!».

Блок 1. «Моя семья».

Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.

Блок «Моя семья» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

 

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Семь Я

Воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь, к самым близким людям. Внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о пожилых людях.

Занятия, совместные досуги с родителями, игры КВН, «Что, где, когда?», праздники, выставки.

Беседы, составление рассказов, чтение художественной литературы, проекты.

Место работы моих родителей

Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда.

Экскурсии на предприятия нашего города, встречи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение стихов «А что у вас?» С. Михалкова, рисование.

Дедушка и бабушка – верные друзья

Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать.

Занятия, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы.

Беседы, встречи, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, изготовление поделок.

Уклад и традиции семьи

Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи.

Театральная деятельность, игры, концерты, семейный клуб «Расти здоровым, малыш».

Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга». Домашние праздники «Все мы можем сообща».

Древо семьи (старшая группа)

Познакомить детей с родословной своей семьи.

Занятия, выставки, сюжетно-ролевые игры.

Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка», рисование древа семьи.

Родной очаг

Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках (герб семьи).

Взаимопосещение семей сверстников, сюжетно-ролевые игры.

Рисование «Герб моей семьи», беседы.

Защитники отечества

Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины.

Занятия, встречи, праздники, сюжетно-ролевые игры.

Беседы с родственникам, которые служили в армии. Рассматривание фотографий, изготовление сувениров и альбомов.

Блок 2. «Мой любимый детский сад».

Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.

Блок «Мой любимый детский сад» состоит из 5 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок,  бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

 

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

По дороге в детский сад

Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.

Занятия, сюжетно-ролевые игры.

Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и т.д.

История детского сада

Познакомить детей с историей детского сада.

Вечера воспоминаний.

Беседы, рассматривание фотоальбомов, слайдов, проект, презентация «Давайте познакомимся».

Традиции детского сада

Познакомить детей с традициями детского сада.

Вечера встреч, дни рождения, праздники, конкурсы, соревнования.

Вечера встреч, дни рождения, юбилей, беседы, рассматривание фото.

Территория детского сада

Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения.

Беседы, моделирование участков.

Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада)

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Экскурсии по д/с: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры.

Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование.

Блок 3. «Поселок, в котором я живу».

Цель: воспитать чувство привязанности к своей родной деревне, восхищение ее красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой край, интерес к его истории и стремление сделать свой поселок богаче и краше.

Блок «Поселок, в котором я живу» состоит из 11 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

 

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

История возникновения г.Смоленск

Сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города).

 

Занятия, экскурсии по поселку

Беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов, презентация «Любимый поселок на Днепре».

Символика родного города

Познакомить детей с гербом и флагом с их историей, происхождением.

Занятия, посещение библиотеки.

Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование гербов, флагов.

Традиции нашего города

Познакомить детей с традициями нашего города, научить детей их соблюдать.

Занятия, экскурсии, выставки, участие в городских мероприятиях.

Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование.

Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ д.Катынь

Вызывать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми.

Экскурсии к памятникам.

Беседы, рассматривание фотоальбомов.

Центры культуры ( ДК, почта, библиотеки). Культурно-развлекательные, образовательные центры поселка

Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей.

Экскурсии, кружки, участие в городских мероприятиях.

Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры.

Растительный мир

Знакомить детей с растительным миром поселка; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.

Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы.

Животный мир

Знакомить детей с животным миром города; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры.

Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование.

Водоемы

Дать представление о водоемах, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах.

Экологические тропы, прогулки, праздники.

Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

Уроки безопасности

Дать понятие об ядовитых растениях и опасных животных; о возможных травмах на природе; научить оказывать первую помощь; учить соблюдать правила поведения на природе.

Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы.

Дидактические и подвижные игры.

Блок 4. «Край мой Смоленский».

Цель: воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории и традициям родной Смоленщины.

Блок «Край мой Смоленский» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в виде заочных путешествий, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических и сюжетно-ролевых игр.

 

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

1. История Смоленского края (г.Смоленска)

Сформировать представление об исторических корнях Смоленского края. Учить детей умению работать с картой Смоленской области, находить свой поселок, областной центр, , Гагарин, Рудню, Десногорск.

Занятия, заочные путешествия, выставки, экскурсии в краеведческий музей. Работа с картой Смоленской области.

Беседы, рассказы о Смоленске и других городах Смоленской области, рассматривание карты области, фотоальбомов.

2. Достопримечательности Смоленского края и г.Смоленска

Познакомить детей с достопримечательностями некоторых мест родного края (Успенский Собор в г.Смоленске, Смоленская крепостная стена, усадьба Глинки в Новоспасском и пр.).

Занятия, заочные путешествия, КВН, художественное творчество.

Презентация «Смоленский край, навек любимый!», беседы, рассматривание иллюстраций.

3. Знаменитые люди Смоленщины

Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей Смоленщины.

Занятия, выставки.

Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание фотоальбомов, презентационное чтение стихов смоленских поэтов (А.Твардовский, М.Исаковский), слушание музыки Глинки.

4. Изучение родной природы

Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях. Воспитать в детях интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животных и растениях; воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить детей с Красной книгой Смоленской области. Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на природе.

Занятия, викторина «Люби и знай свой родной край», экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.

Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Смоленской области; разучивание стихов о природе.

5. Традиции, обычаи Смоленщины

Познакомить детей с традициями и обычаями Смоленщины; сделать вклад в формирование у них высокого культурного уровня; приобщить детей к православным традициям русского народа; сделать вклад в развитие творческих способностей детей.

Экскурсии, занятия, кружок по духовно-нравственному воспитанию «Истоки», утренники, уроки добротолюбия, участие в городских мероприятиях.

Беседы, рассказы воспитателей, встречи, праздники, уроки творчества, игры, чтения, экскурсии.

6. Символика родного края

Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага.

Занятия, посещение музея, библиотеки.

Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры.

7. «Никто не забыт, ничто не забыто»

Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтет память защитников отечества; познакомить с памятниками ВОВ и войны 1812 года; воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ и других военных конфликтов.

Экскурсии к памятнику, в музей, занятия, выставки.

Рассказы воспитателей о ветеранах войны Смоленщины, встречи с ветеранами ВОВ, праздники, рассматривание иллюстраций макетирование.

IV. Содержание программы «Край мой Смоленский!»

Блок 1. «Моя семья».

Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.

Блок дает представление о семье.

Семья состоит из близких и дальних родственников. Самые близкие родственники: мать и отец, братья и сестры. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке и заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый.

В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях. Есть праздники, которые называются семейными (дни рождения, свадьбы, юбилеи, встречи), традиции семьи, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своим родословным древом.

В семье важны и необходимы все.

Рассмотрим подробно, как реализуется блок «Моя семья». В средней группе продолжается работа, начатая во 2-ой младшей группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи. Родители знакомят детей с историей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

В старшем дошкольном возрасте продолжают уделять внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.

В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества.

В старшей группе необходимо впервые познакомить детей с родословным древом и проводить эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагать детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал. Нужно показывать детям, что история их семьи неразрывно связана с историей родного города в котором они живут с историей страны и т.д.

Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества, его части.

Для сотрудничества с родителями необходимо было сформировать у них следующие убеждения:

Чтобы учить, необходимо много знать и уметь.

Тот, кто занят воспитанием ребенка, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка.

Верить в свои возможности, никогда не опускать руки, даже тогда, когда кажется, что ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.

На этих трех «китах» держатся главные принципы:

        - терпение,

        - созидательная любовь,

        - сотрудничество.

Блок 2. «Мой любимый детский сад».

Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.

Дошкольное детство важная ступень в развитии личности ребенка.

Блок знакомит детей с детским садом как вторым домом. Здесь они могут реализовывать свои потребности, где должны благополучно и интересно жить.

Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся об их физическом и психическом здоровье. Каждый ребенок с уважением относится к работникам детского сада: называет по имени отчеству, улыбается при встрече и не забывает поздравить с праздниками.

Каждый воспитанный ребенок старается сделать приятное (помочь собрать игрушки, убрать мусор и т.д.). Он учится общаться с взрослыми и сверстниками, усваивает основы культуры поведения: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеет сам; играть дружно, быть справедливым.

В этом возрасте необходимо уделить внимание знакомству дошкольников с сотрудниками детского сада, с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщицы, кастелянши, оператора стиральных машин, сторожа, ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники.

В нашем детском саду есть традиции, с которыми дети не только знакомятся, но являются активными участниками. Это такие мероприятия, как: выставка поделок из природного материала, в которой принимают участие сотрудники, дети, родители, где каждый старается проявить свое творчество, оригинальность, выдумку и фантазию, театральные постановки, праздник Рождества, День защитника Отечества, День Матери, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», неделя игр и игрушек, во время которой ребята ходят друг к другу в гости, продолжая знакомиться с детским садом и приобретая новых друзей.

Продолжаются целевые прогулки по территории детского сада, дети привлекаются к труду по благоустройству участка.

Блок 3. «Поселок, в котором я живу».

Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному городу, поселку восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой город, интерес к его истории и стремление сделать свой город богаче и краше.

Блок знакомит детей с родным городом, поселком.

У каждого города есть своя история, своя символика. Как и у человека, у города есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (день основания) и есть много других дат, по которым определяют его историю.

Дети учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.

В средней группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок «Мой любимый город»). Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт. На этом этапе собирается, анализируется и доводится до детей вся интересная информацию, где они живут (город, микрорайон), в том числе:

исторические факты местного значения;

обращается внимание детей на самые важные и известные детям профессии.

достопримечательности нашего города;

наши знаменитые земляки.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных и тд.;);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Знакомство с гербом города на этом этапе ещё не проводится. Между тем в беседах непременно акцентируется внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе.

В старшей группе начинается  подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.

БЛОК 4. «Край мой Смоленский!»

Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному краю, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой край, воспитывать интерес к его истории и стремление сделать свой край богаче и краше. 

Блок знакомит детей с родным краем.

Формирование у детей системы знаний о своей Родине, в данном  блоке представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного края, знания названия областного центра, других городов Смоленской области, символики г. Смоленска), некоторые исторические сведения (о жизни Смолян в разные исторические периоды, о подвигах Смолян в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города Смоленска. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у  них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Задача воспитывать у детей чувство привязанности к родному краю, по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах г.Смоленска, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатели отбирают сами, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой  край» дети вспомнят то, что о нем узнали.

Критерии результативности обучения:

Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям Смоленского края.

Использовать в активной речи фольклор.

Уметь играть в русские народные игры.

Знать памятники культуры, историю возникновения г. Смоленска.

Знать животный и растительный мир края.

Знать наиболее важные исторические события истории родного края.

Знать символику г.Смоленска.

Закончить хочется словами Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...».

 

 

[1]V. Методическое обеспечение программы «Край мой Смоленский!».

2 младшая группа.

 

Неделя

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Наш детский сад»-презентация «Давайте познакомимся».

Беседа о городе:

День города - это день рождения города.

Беседы о летнем отдыхе: где они отдыхали, на чем ехали, что видели.

Беседа «Моя семья».

Беседа о родном городе: дети – тоже жители этого города.

Беседы о летнем отдыхе: продолжить разговор, где дети отдыхали летом.

«Кто нас лечит в д/с?».

Экскурсия в медицинский кабинет

Целевая прогулка: удобства в городских домах.

Беседа о летнем отдыхе: беседуя с детьми о том, где они отдыхали, воспитатель спрашивает о природе.

Беседы с детьми о домашних адресах: адрес – это название микрорайона, номер дома и номер квартиры.

Работа в уголке краеведения: природа родного города

Октябрь

«Кто такой повар?».

Экскурсия на пищеблок.

Работа с родителями: о необходимости выучить с детьми дом. адрес.

Рассказывание русской народной сказки.

Занятие «Если ты заболел».

Экскурсия в медицинский кабинет.

Подвижная русская народная игра

«Я, ты, он, она» -

беседа о членах семьи

Целевая прогулка: Благоустройство домов.

Беседа о родном крае: Смоленская область - большая, в ней много городов, поселков и деревень.

Работа по заучиванию домашних адресов: у д/с тоже есть свой адрес, называет  микрорайон, в котором находится д/с.

Работа в уголке краеведения: природа города, название города, областного центра.

Ноябрь

Экскурсия в прачечную.

Игры со строительным материалом: построить свою улицу и дать название.

Работа в книжном уголке: чтение стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края».

Беседа о родном городе: чисто там, где не сорят.

Игры с матрешками и пирамидками: матрешки и пирамидки – игрушки народные, потому что их придумал русский народ.

Работа в уголке краеведения: достопримечательности родного города.

Беседа о работниках детского сада: экскурсия в прачечную.

Работа в уголке краеведения: 

водоемы родного города.

Беседа «Моя любимая игрушка».

Чтение детям русских народных потешек.

Декабрь

Целевая прогулка: уборка улиц от снега.

Пение песен и чтение стихов о детском саде

Занятие «Хорошо у нас в саду».

«Любимые  занятия моей семьи» - беседа

Работа в уголке краеведения: название города, подумать, почему люди так его назвали.

Беседа «Когда я стану взрослым». 

С/р игра «Семья»

Рассматривание картины Т. Сорокин «Семья»

Беседа о родном городе: дети тоже могут сделать так, чтобы город был красивым.

Работа в уголке краеведения: зимняя природа города.

Игра-занятие «Мое имя».

Чтение К.Ушинский «Петушок с семьей»

Работа в уголке краеведения: Десна –река родного города.

Январь

Беседа «Зачем нужен детский сад?».

Беседа о том, кто, куда ездил на новогоднее представление.

Чтение русских народных потешек.

Коллективная работа «Украсим улицу города к Новому году».

Работа в уголке краеведения: святые места Десногорска. Рассматривание с детьми иллюстраций.

Работа по заучиванию домашних адресов: кто еще его не знает, заучить наизусть.

Инсценировка русской народной сказки «Репка».

 

Беседа «Мой дом - семья».

Работа в уголке краеведения: главная достопримечательность родного города. Предложить детям найти изображение главной достопримечательности города на различных иллюстрациях.

Рассматривание предметов народно-прикладного искусства.

Февраль

Целевая прогулка по близлежащей улице: магазины.

Работа в книжном уголке: природа города.

Беседа о городе Смоленске.

Беседа «Хочу быть как папа»

Рассказ о празднике День защитника Отечества.

Самостоятельные наблюдения детей: труд сотрудников детского сада

Русская народная подвижная игра «Зайчики».

Беседа о празднично украшенных улицах: праздник – день защитника Отечества.

Рассматривание в книжном уголке книги с потешками.

Март

Рисование: цветочек для мамочки.

Беседа: хочу быть, как мама.

Беседа о русских народных сказках: рассказать детям незнакомую им русскую народную сказку.

Беседа: Смоленск-главный город нашего края. Кто был в городе Смоленске?

Русская хороводная игра.

Беседа о родном городе: места отдыха горожан.

Беседа «Моя мама работает в детском саду».

Целевая прогулка: благоустройство города.

«Наш участок» -благоустройство.

Русские народные подвижные игры.

Апрель

Работа в уголке краеведения: достопримечательность родного города – фонтан.

Просмотр видеофильма.

Беседа о родном городе: где в родном городе вы были?

Достопримечательности Смоленска.

Инсценировка сказки «Теремок»

Целевая прогулка по участку детского сада.

Рассказ воспитателя «Река Днепр».

Рассматривание предметов народно-прикладного искусства.

Индивидуальная работа с детьми по заучиванию домашних адресов.

Рассматривание иллюстраций в книжном уголке: храмы, церкви, источники.

Май

Игры со строительным материалом: построить улицу и украсить ее.

Беседа о родном крае: вспомнить название главного города области, что они могут рассказать о своем крае.

Целевая прогулка: по празднично украшенной улице. Наш народ отмечает День Победы.

«Мой дедушка рассказывал» - беседы с детьми.

Беседа о празднике День Победы.

Лепка «Летит самолет»

Д/и «Кому что надо?» (о профессиях работников детского сада).

Работа в уголке краеведения: рассмотреть изображения родного города, города Смоленска.

Беседа о родном  крае: рассмотреть иллюстрации с изображением природы  Смоленского края.

Июнь-август

Закрепление и повторение пройденного материала.

 

 

 

Средняя группа.

 

Месяцы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Беседа с детьми о летнем отдыхе «Мои любимые места отдыха».

Занятие «Родной очаг».

Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу».

Беседа: история села Катынь

Праздник д/с «Мой любимый детский сад».

Беседа: мой адрес.

Целевая прогулка на «Курган Славы».

Презентация «Мой любимый город».

Октябрь

Рассказ воспитателя Днепр - главная река Смоленской области.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада.

Д/и «Кому что надо?».

Чтение рассказа Г.Браиловской «Наши мамы, наши папы».

Рассматривание фотовыставки «Отдыхаем всей семьей».

Занятие «Знакомство со строительными профессиями».

Игра со строительным материалом «Построй свой дом».

Ноябрь

Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю».

Встреча с родителями «Моя профессия».

Занятие по развитию речи «Мой любимый детский сад».

Рассматривание альбома «Мой любимый детский сад».

Занятие «Чем славится Смоленская область?».

Просмотр мультфильма «Мульти-Россия. Смоленская область».

Фотовыставка на тему «Мамочка милая, мама моя» (ко Дню матери).

Беседа: как я маме помогаю.

Декабрь

Беседа о труде в семье, об их обязанностях как членов семьи.

Беседа: традиции в моей семье.

Экскурсия в библиотеку. Вечер поэзии (песни, стихи о родном городе, крае).

Изготовление новогодних игрушек для малышей.

Выставка рисунков и макетов «Смоленская крепостная стена».

Занятие «Мои родители - энергетики».

Рассматривание альбома «Природа моего края».

Беседа «Правила поведения на природе».

Январь

Занятие «Семейные и национальные праздники».

Изготовление макета Храма «Александра Невского».

Прослушивание песен о родном городе (в записи).

Знакомство с Красной Книгой Смоленской области.

Дидактическая игра «Узнай, где я нахожусь».

Беседа: мой дом – детский сад.

Праздник «Все мы можем сообща».

Рассматривание фотоальбомов «Я расту!».

Февраль

Изготовление подарков папам, дедушкам.

Рассказ воспитателя «Самые красивые места родного края».

Рассказ воспитателя «Достопримечательности Смоленского края».

Природоохранная акция «Берегите птиц и животных нашего края».

Спортивные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья».

Беседа «Мой папа самый лучший».

Занятие по развитию речи «Работа над понятием «родня».

Чтение стихотворения А.Ким «Моя родня».

Март

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму».

Изготовление подарков мамам, бабушкам.

Природоохранная акция «Спасти и сохранить».

 

Занятие «Бабушка милая моя».

Чтение рассказа В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки».

Беседа «Люди каких национальностей живут в нашем городе и области?».

Составление безопасных маршрутов в детский сад.

Апрель

Занятие «Почетные люди нашего города».

 

«День взаимопомощи» - совместное мероприятие с родителями по озеленению территории детского сада.

 

Рассказ воспитателя о символике о поселке, д. Катынь.

Д/и «Найди свой герб».

Целевая прогулка к памятнику Б.М. Реве.

Беседа «Доброй памятью жив человек».

Май

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Целевая прогулка на «Курган Славы».

Высаживание цветов на клумбы детского сада.

Рассматривание альбома «Города Смоленской области».

Рассматривание альбома «Земляки-герои».

Просмотр слайд-шоу «Достопримечательности г.Смоленска».

Беседа: город Смоленск – областной центр.

Сбор лекарственных трав в окрестностях нашего города. Изготовление гербариев.

Июнь-август

Закрепление и повторение пройденного материала

 

 

 

Старшая группа

 

Месяцы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Чтение отрывка из стихотворения Б. Житкова «Что я видел».

Коллективная работа «С днем рождения, любимый город».

Занятие «Мужчины и женщины в семье».

Знакомство с символикой Смоленской области и г.Смоленска.

Беседа «Талантливые люди нашего города».

Знакомство с картой Смоленской области.

Художественное творчество «Флаг г.Смоленска».

Выставка детских работ «Мой любимый город».

Октябрь

Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад».

Д/и «Из чего построен дом».

Экскурсия по экологической тропе (растительный мир города).

Рассматривание фотографий «Растительный мир Смоленского края».

Занятие «Истоки возникновения родного Смоленска».

Утренник «Осенины».

Работа по карте Смоленской области «Где я живу?».

Д/и «Жилое-нежилое».

Ноябрь

Занятие «История детского сада».

С/р игра «Я работаю поваром в д/с».

Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях в детском саду).

Беседа «Зачем нужна деревня?».

Придумывание герба группы.

Занятие «Я, семья, род, народ».

Праздник, посвященный Дню Матери.

Рассматривание фотовыставки «Сердце матери – в детях».

Декабрь

Д/и «Кто живет в деревне?».

Конкурс поделок «Музыкальный сундучок».

Изготовление альбома «Знаменитые люди Смоленщины».

Занятие «Мы и Смоленская АЭС».

 

Рассказ воспитателя о традиции встречать новый год.

Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!».

Январь

Занятие «Генеалогическое древо моей семьи».

Тематическое занятие «Водоемы Смоленской области».

Занятие «Чем богат Смоленский край?».

Беседа о правилах дорожного движения «Светофорик».

Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса, дома, детского сада).

Рассказ воспитателя «Фольклор Смоленского края».

Конкурс рисунков «Герб моей семьи».

Занятие «А. Твардовский». Чтение отрывков стихотворений.

Февраль

Просмотр видеофильмов «Защитники отечества».

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках отечества.

Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).

«Лекарственные растения нашей области».

Конкурс рисунков «Мой папа на работе».

Беседа «Город-герой Смоленск».

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Работа с картой Смоленской области (г. Смоленск, ).

Март

КВН «А ну-ка, девочки!».

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Занятие «Мир природы».

Занятие «Семейные реликвии».

Рисование «Портрет мамы».

Д/и «Какая она, моя мама?».

Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?».

Занятие «Как рубашка в поле выросла».

Апрель

Заочное посещение храма «Александра Невского».

Работа с картой Смоленской области (гг. Десногорск, Гагарин, Смоленск).

Тематическое занятие «Ю.Гагарин».

Занятие «Зона отчуждения - Чернобыль».

Занятие «Вспомним историю Смоленска».

«День взаимопомощи» - уборка территории детского сада.

Изготовление подарков для ветеранов.

Май

Встреча с ветеранами ВОВ.

Участие в традиционной городской праздничной программе, посвященной Дню Победы.

Музыкально-литературная композиция «Вечно живые».

Д/и «Узнай наш герб, узнай наш флаг».

Итоговое занятие «Край мой Смоленский».

Итоговое занятие кружка по духовно-нравственному воспитанию «Истоки».

Занятие «Березка – символ нашей Родины».

Познавательная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Что я знаю о Смоленщине?».

Июнь-август

Закрепление и повторение пройденного материала.

 

 

 

Подготовительная группа

 

Перспективное планирование по работе с родителями

 

 

 

Месяцы

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Сентябрь

Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Природоохранная акция «Собирая - охраняй».

Совместная экскурсия по родному городу.

Праздник «Мой любимый детский сад».

Участие родителей и детей в праздничной демонстрации, посвященной Дню города.

Выставка детских работ «Мой любимый город».

Октябрь

Изготовление фотоальбомов «Здоровая семья».

Написание родителями сочинения «Мой ребенок».

Конкурс «Осенний букет».

Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей».

Фотовыставка «Поселок, в котором я живу».

Оформление альбома «Любой труд у нас в почете».

Ноябрь

Оформление фотоальбома «Вот какой я!». Семейный досуг «Наша дружная семья».

Семейная гостиная «Мы родом из детства» (вечер воспоминаний).

Родительское собрание «Воспитание в семье юного патриота».

Фотовыставка ко Дню матери «Сердце матери – в детях».

Родительское собрание «Я, семья, род, народ».

Декабрь

Новогодний утренник «Новогодний хоровод».

Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую».

Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области».

Изготовление фотоальбома «Особенные места Смоленщины».

Конкурс поделок «Новогодний сундучок».

Изготовление фотоальбома «Знаменитые люди Смоленщины».

Январь

Посещение  храма «Александра Невского».

Акция «Покормите птиц зимой».

Создание снежных построек на участке детского сада. Консультация «Родословная – старинная русская традиция».

Консультация для родителей “Родословная – старинная русская традиция”.

Выставка совместных рисунков детей и родителей «Профессия моих родителей».

Февраль

Оформление газеты «Роль отца в воспитании детей». Клуб «Расти здоровым, малыш!».

Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

Оформление газеты «Отцовская забота».

Утренник «Какой хороший папа!».

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Март

Конкурс «Мисс бабушка». Творческая выставка мягких игрушек «Мамиными руками».

Развлечение «Мама милая моя».

КВН «А ну-ка, девочки!».

Групповое занятие «Семейные реликвии».

Апрель

Встреча с родителями «Моя профессия». Акция «Пусть прогулка станет интересней» (благоустройство территории детской площадки).

Составление генеалогического древа семьи. Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой.

Конкурс «Герб моей семьи».

Уборка территории детского сада «День взаимопомощи».

Май

«Мама, папа, я – театральная семья». Оформление фотоальбома «Один день в моей семье».

Викторина «Что мы знаем о городе». Фотовыставка «Защитники отечества».

Совместная экскурсия к «Кургану Славы».

Встреча с ветеранами ВОВ.

Июнь

Изготовление фотоальбома «Город мой любимый». Конкурс рассказов «Традиции в моей семье».

Участие в праздничной программе «Всемирный день детства». Выпуск газеты «Отдыхаем всей семьей».

Спортивное развлечение «Всей семьей на скалодром!».

Изготовление фотоальбома «Животные Смоленского края».

Июль

Семейное закаливание «Солнце, воздух и вода – наша дружная семья». Познавательная викторина «Путешествие Почемучек».

Изготовление фотоальбома «Природа Смоленского края». Круглый стол «Роль совместного отдыха детей и родителей».

Конкурс рисунков «Самая лучшая семья».

Консультация для родителей «Защитим детей от…».

Август

Путешествие по тропе здоровья. Выставка работ из природного материала «Творим вместе».

Изготовление фотоальбома «Растения Смоленского края». Экскурсия по окрестностям города, знакомство с лекарственными растениями.

Творческая гостиная «Изготовление атрибутов правил дорожного движения».

Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад».

Мониторинг детей по программе  «Край мой Смоленский!».

Уровни освоения программы:

На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.

Дети с низким уровнем знаний испытывают трудности в общении, слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи, в следствии чего ребенок не может внятно выражать свои мысли.

Дети со средним уровнем знаний имеют представление о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной для них обстановке. Однако в новых условиях могут испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых, осуществлять элементарный самоконтроль. Ребенок со средним уровнем знаний  знает и называет членов своей семьи, знаем местонахождение детского сада, имя и отчество воспитателя, младшего воспитателя. Знает и называет профессии, название города, в котором он живет, его достопримечательности, транспорт на улицах города ,  знает некоторых граждан города Десногорска, название областного центра. Называет и участвует в праздниках, организуемых в детском саду.

Дети с высоким уровнем знаний хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, охотно вступают в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к миру. Хорошо знает  и называет членов своей семьи, родственников, сотрудников детского сада. Умеет высказываться о знаменитых земляках, знает профессии горожан, название транспорта, достопримечательности родного города.  Знает  областной центр, некоторые его достопримечательности, знаменитых людей Смоленской области, 4-5 городов Смоленской области. Умеет работать с картой Смоленской области.

 

 

 

Мониторинг по программе «Край мой Смоленский!».

 

Блоки

 

 

 

ФИО ребенка

«Моя семья»

 

 

 

«Мой любимый детский сад»

 

 

 

«Город, в котором я живу»

 

 

 

 

 

 

«Край мой Смоленский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень знания детей

 

Знание членов семьи и умение их называть

Место работы родителей

Соблюдение порядка личных вещей

Стремление к труду

Знание названия детского сада и его местонахождение.

 Знание имени, отчества сотрудников детского сада.

Участок детского сада

Профессии в детском саду

Знание названия города, где он находится

Достопримечательности города

Знание некоторых почетных граждан города

Профессии горожан

Растения

Животные

Правила поведения в природе

История родного края

Умение работать с картой Смоленской области, находить 4-5 городов

Знание кратких сведений об истории г.Смоленска

Знание символики Смоленской области

Достоприме

чательности

 родного края

Знаменитые люди Смоленщины

Растительный мир Смоленского края

Животный мир Смоленского края

Водоемы

Знание правил поведения на природе и на улицах города

 

 

Портрет современного ребенка  старшего дошкольного возраста.

Современный дошкольник – маленький гражданин  – это:

человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее.

носитель еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, эстетичности, познания.

Современные дети в большей степени чем их ровесники 80-90 годов прошлого века, ориентированы на будущее. Они рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, сколько детей, в каких условиях будут жить и как отдыхать.

Личность, чрезвычайно ориентированная на общение. Современный ребенок одинок, ему очень часто не хватает общения с родителями, сверстниками. Детский сад – вторая семья дошкольника, где он может реализовать свои потребности, где он должен благополучно и интересно жить.

Исследователь, ориентированный на познание человека и природы. Дети любят играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты сказочных персонажей, модные журналы, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать в связи с этим разные вопросы.

современный человек, предпочтения и интересы которого во многом зависят от условий проживания.

Жизнь ребенка ХХI века тесно связана с возможностями и интересами семьи. Дошкольник слушает и смотрит с родителями одни и те же телепередачи; ходит вместе с ними в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в модной одежде и парфюме. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер.

Ребенок, который любит играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.

VI. Литература

Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.

Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.

Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ. ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.

Гагарин В. Мой брат Юрий. – М., 1979.

Головкина А.В. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.

Города России. Большая Российская Энциклопедия. – М.: 1994.

Дошкольное воспитание. Ребенок в детском саду. № 3. 2006.

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003, 2010.

Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.:АСТ, 2007.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.

Красная книга Смоленской области. – Смоленск, 1994.

Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.

Лубячов М.Д. Смоленск. – М.: 1988.

Махалева Н.Е. Расскажу о городе своем. – М., 2009.

Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Мосалова Л.Л. Я и мир. – М.: Детство – пресс, 2009.

Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2010.

От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Ражнев Г. Герб Смоленска. – Смоленск, 1993.

Справочник старшего воспитателя. № 1. 2007.

Фалькович Г.А., Барылкина Л.П. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.

Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010.

Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2002.